Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть.

Патрик О'Рурк

Москва, ул. Шипиловская, д.1

Тел. 8-499-769-5830, 8-903-739-2270, 8-916-561-8743

info@smishlenok-club.ru

детский клуб Смышленок

Методики раннего развития

 

 

В этой статье я приведу описание самых известных методик раннего развития от самых признанных педагогов прошлого и настоящего.

 

Мария Монтессори. Эта удивительная во всех отношения женщина   родилась в Италии в середине 19 века. Она стала первой женщиной в Италии, которой было присуждена степень доктора медицины. Некоторые называют ее одним из главных реформаторов педагогической мысли своего времени.

.

Ее методика хороша тем, что она складывалась и развивалась посредством наблюдения за детьми.

 

Система Монтессори стоит на трех китах – РЕБЕНОК – ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА-ПЕДАГОГ. В центре всего стоит ребенок, вокруг которого образуется определенный антураж. В этой среде ребенок самостоятельно живет и обучается, физически развивается, формирует моторику и сенсорные умения, получает жизненный опыт и умения, учится систематизировать различные предметы. Педагог является «сторонним» наблюдателем и приходит на помощь ребенку в том случае, если ребенку это необходимо и он это сам показывает.

 

Система Монтессори хороша для малыша тем, что отвечает его желаниям. Марией Монтессори было замечено, что ребенок в 2-3 года любит вставлять различные предметы в отверстия. На основании этого она разработала целую серию развивающих игр, целью которых является развитие моторики и мышления малыша. Преимущество системы в том, что малыш сам находит свои ошибки, нет нужды постоянно исправлять его. Считается, что таким образом формируется уверенность в себе.

 

Ребенок по этой системе может учиться как в одиночку, так и коллективно. При этом он волен выбирать занятие, наиболее интересное ему в данный момент, самостоятельно.

 

Обычно по этой системе обучение проходит в развивающих центрах, так как в домашних условиях процесс обучения малыша является достаточно проблематичным. Если есть сильное желание обучаться по Монтессори дома, рекомендуется прохождение только отдельных элементов программы.

 

В достаточной степени от методики Монтессори отличается методика другого «динозавра» детской педагогики Глена Домана. У данной методики много адептов, равно как и оппонентов. Глен Доман – известный американский врач, основатель Центра ускоренного развития ребенка (Better Baby Institute).

 

Главное отличие его методики от Монтессори – верховенство зрительного опыта в познании окружающего мира ребенком над всеми остальными путями познания. Методика заключается в том, что ребенку с самых малых лет показывают карточки по разным сферам окружающей нас действительности (слова, точки для счета, растения, животные, дома и т.д.)

 

Доман считает, что визуальный канал быстрее стимулирует развитие различных отделов головного мозга, что способствует более динамичному развитию малыша.

 

 

Доман – прекрасный оратор и пиарщик (в хорошем смысле этого слова). Его книги действуют на родителей, как наркотик. Большинство людей, ознакомившихся с его идеями, готовы беспрекословно следовать его учению. Однако необходимо знать следующее. Его методика слишком трудоемка, что отбирает колоссальное время у родителей и малыша. Доман не терпит игрушек в жизни детей, считая их бесполезными (попробуйте это доказать своему малышу с куклой или машинкой в руках). Также считается, что ребенок в процессе обучения по Доману принимает пассивную позицию впитывающей губки, что стопорит его творческие качества.

 

 

Однако не будем категоричны. При использовании системы Домана в комплексе с другими методиками можно действительно добиться очень хороших результатов. Однозначно надо признать правоту Домана в следующем – лучше всего ребенок усваивает информацию в самом маленьком возрасте. И та же система карточек, если ее немного «смягчить», добавить немного творчества и инициативы, приведет к заметным результатам.

 

 

Теперь рассмотрим подробнее еще одну методику, которая пользуется успехом в наши дни. Эту методику (наряду с другими) на своих занятиях практикует детский развивающий центр «Смышленок», расположенный в микрорайоне Орехово-Борисово Северное в Москве. Разработана методика была педагогами Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными. Они создали совершенно новую систему и методику раннего развития ребенка (благо, у самих в семье четыре ребенка).

 

Никитины ввели такое понятие, как "НУВЕРС" - "Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей". Суть методики заключается в том, что ребенок с раннего возраста вовлечен в развивающие игры, которые должны давать ему возможность мыслить, творчески подходить к решению задачи. По мере усложнения игр, ребенок развивает свои способности, данные ему природой. Никитины называют это «ступеньками творчества».

 

При этом игры по Никитиным достаточно «гибки», то есть они не являются чем-то непоколебимым. Их можно трансформировать, исходя из интересов ребенка и его возможностей. Ключ к успеху в этой методике – обязательное участие мам   и пап в занятиях. «Откосить» у родителей не получится.

 

Есть и определенные моменты, заставляющие задуматься. В системе Никитиных практически нет соприкосновения с гуманитарными дисциплинами и искусством, нет системы обучения чтению и письму. Поэтому такая методика должна обязательно применяться в комплексе с другими методиками.

 

Для того чтобы научить ребенка читать, писать и считать, советуем обратить внимание на методику Николая Александровича Зайцева.

 

Кто еще не слышал про «Кубики Зайцева»? Вряд ли есть такие родители (если они только не с Луны). Пожалуй, на сегодняшний день кубики Зайцева являются одним из самых эффективных методов научить ребенка читать. Это не просто кубики, на которых изображены буквы. Это звучащие кубики, отличающиеся по цвету и размеру. Это кубики со всеми складами русского языка. Малыши чуть ли ни с первого занятия начинают делать успехи. А дети от года и чуть старше начинают читать и говорить одновременно. В детском центре «Смышленок» педагоги немного изменили сам подход в обучении, придав ему более игровую форму, не меняя самой сути системы.

 

Также можно применять так называемый «складовой» подход для других пособий и методик раннего развития. Здесь можно выделить «Математику Зайцева», состоящей из таблиц, которые легко и непосредственно знакомят ребенка с самим понятием «числа», учит его производить определенные действия с числами. Причем такая система может быть использована не только для дошкольного образования, но и в начальных классах. Единственное, специалисты не рекомендуют заниматься «Математикой Зайцева» с детьми до 3 лет, так в этом возрасте все же сложно долго удерживать внимание ребенка на таблице. Тем не менее, повторюсь, при комплексном подходе и игровой форме использование математики Зайцева однозначно даст ощутимые результаты.

 

 

Ася Сорокина,

Кандидат педагогических наук,

Детский и семейный психолог

Loading...