Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть.

Патрик О'Рурк

Москва, ул. Шипиловская, д.1

Тел. 8-499-769-5830, 8-903-739-2270, 8-916-561-8743

info@smishlenok-club.ru

детский клуб Смышленок

Раннее развитие и Ваш малыш

 

Есть два простых слова – «раннее» и «развитие». Смысл каждого из них предельно понятен. Но при объединении их в выражение, смысл самого этого выражения становится

Достаточно размытым. Почему «раннее»? И такое ли оно раннее? И «раннее» относительно чего? Попробуем разобраться.

Развитие каждого малыша уникально. Нет двух одинаковых детей в смысле освоения навыков. Каждая функция малыша развивается по-своему. Однако есть определенные возрастные нормы: когда и как ребёнок должен сесть, встать, пойти, побежать, заговорить, начать писать и читать. Если какая-либо функция не формируется к определенному сроку или в определенный интервал времени, скорее всего, мы имеем дело с так называемой задержкой развития. Причин такой задержки может быть множество. Но, как правило, выделяется две основные: заболевание или недостаток внимания со стороны взрослых.

Удивительная трансформация происходит с ребенком тогда, когда мы хоть чуточку больше времени уделим игре с ним, совместному чтению книг и рассматриванию картинок, рисованию и т.п. Иногда достаточно просто поговорить с ним. Такой малыш на глазах становится зрелым. Ему все интересно. Он постоянно просит «добавки» общения и внимания.

Если к этому добавить еще и одну или несколько общепринятых методик раннего развития, в игровой форме обучать ребенка, то развитие малыша будет проходить еще интенсивнее. К радости родителей, такой ребенок будет выгодно отличаться от своих сверстников, обделенных вышеуказанных «привилегий».

Пожалуй, это и можно назвать «ранним развитием». Малыш начинает делать все раньше, чем те дети, с которыми никто так не занимался.

Многие светила в области раннего развития (Доман, Тропп, Лупан, Зайцев, Сузуки, Никитины и некоторые другие) не считают такое развитие «ранним». Наоборот, они предпочитают называть его своевременным. Есть мнение, что традиционная психологическая наука сильно отстает от современных реалий.

Ответ прост – педагоги, придерживающиеся классической теории, отстают от педагогов-новаторов в плане срока начала обучения ребенка, таким образом ребенок начинает подготовку тогда, когда рост мозга завершен (около 7 лет). Следовательно, ребенку крайне сложно дается школьный материал. Ему тяжело научиться читать, писать, считать. И далее этот «ком» будет только расти.

Поэтому, термину «раннее развитие» можно дать еще одну трактовку – интенсивное развитие способностей малыша в самом раннем возрасте, а это от рождения до 2-3 лет. Понятно, что методика обучения ребенка в таком возрасте будет кардинально отличаться от методик, предлагаемых в детских садах и тем более школе.

Раннее развитие подразумевает создание специальной среды, которая позволит ребенку удовлетворить свои интересы и попробовать все, так сказать, «на зуб». Это должны быть все виды игрушек для зрительного, звукового, тактильного и обонятельного «исследования». Это должна быть физическая активность без границ со специальным оборудованием, позволяющим малышу прочувствовать свое тело и изучить его возможности, а в дальнейшем и раскрыть их. Это должны быть игры с родителями, проявила которых диктуются малышом и обстановкой. Это должны быть книги, специально рассчитанные на возраст малыша, кубики с буквами для сложения с мамой. Это должны быть прогулки всей семьей, совместное чтение книг, экскурсии, беседы и тому подобное.

Огромную роль в раннем развитии играет активная позиция родителей, в бОльшей степени матери ребенка. Необходимо четкое понимание того, что период дошкольного детства мимолетен, и что необходимо это период полноценно заполнить обучением, творчеством, развивающими играми.

Что необходимо учитывать до начала занятий с ребенком?

Не пытайтесь сделать из ребенка гения. В спринтерской гонке за высокими результатами есть риск перегрузить малыша.

Не пытайтесь усадить ребенка на все стулья сразу. Не метайтесь от одного вида занятия к другому. Дети по природе своей консерваторы, и частая смена деятельности может отрицательно сказаться на развитии ребенка и даже на его психике.

Не берите все без оглядки. Одна методика может принести малышу много пользы, другая – только навредить. Критически подходите к выбору способов обучения.

В итоге вы остановились одной или лучше нескольких совместимых методик. Не меняйте их в ближайшее время, станьте в этом смысле консерваторами.

При занятиях с ребенком используйте ограниченный круг материалов. Не пытайтесь покупать и использовать все новые и новые пособия. Ребенок должен максимально полно освоить что-то одно. Если малыш, с подачи родителей, будет осваивать все и сразу, это приведет к «каше» в его голове. Лучше быть специалистом в чем-то одном, чем поверхностно знать все.

При обучении ребенка применяйте принцип «очень просто – просто - сложно – очень сложно». Если у ребенка на каком-то из этапов не получается, не спешите. Сделайте на этом этапе задание максимально простым, даже если это идет вразрез с инструкцией.

На первых парах делайте все вместе, затем отдайте инициативу ребенку.

Если какое-либо задание совсем не получается, не расстраивайтесь. Просто отложите его на какое-то время, с тем, чтобы опять к нему вернуться позже.

Не ставьте перед собой план по количеству и длительности занятий с ребенком в день. Все равно его нарушите в силу непредвиденных обстоятельств. Сегодня получилось больше, завтра получится меньше. Не беда! Отводите ребенку времени столько, сколько можете себе позволить. Главное, чтобы не было долгих пропусков занятий вообще.

Возможно, одно из заданий увлекает ребенка больше, чем другие задания. Не пытайтесь побыстрее его закончить, чтобы перейти к следующему по списку. Ребенок должен максимально полно раскрыться в том, что его интересует больше всего.

Если ваш малыш болен или не в настроении, оставьте его в покое. Сделайте перерыв в занятиях. Сильно вам самим хочется развлекаться, когда у вас, скажем, грипп или просто болит голова? Занятия с ребенком в такие периоды принесут только вред.

Дайте вашему ребенку несколько каналов получения информации. Например, пусть малыш получает информацию о животных не только из детской книжки, но и из других пособий, рисованных сказок, раскрасок, фильмах, плакатах.

Больше общайтесь с ребенком. Дома, на прогулке, в машине - взрослая речь очень важна для малыша.

Расширяйте границы изведанного для ребенка постепенно, в зависимости от его возраста и личных особенностей. Не «грузите» его всем и сразу. Давайте ему то, что ему понадобится сегодня и здесь, а не завтра и где-то там.

Не перегружайте ребенка просмотром телевизора, особенно если ребенок много занимается. Телевизор сильно нагружает мозг, а ребенку нужна спокойная тихая обстановка, чтобы «переварить» полученные в процессе выполнения заданий знания и умения.

Дайте ребенку свободу в творчестве, и он сам научится добывать знания.

Поощряйте ребенка за каждый успех или попытку проявить себя. Покажите ему свою радость, похлопайте ему, похвалите.

Искренне надеюсь, что эти советы помогут мамам и папам правильно понять особенность и важность раннего развития и применять их в своем повседневном общении с малышом.

Не стойте на месте – совершенствуйтесь сами! Ставьте перед собой новые задачи и добивайтесь успеха!   И у вашего малыша будет прекрасный пример перед глазами.

Василиса Румянская

 

Loading...