Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть.

Патрик О'Рурк

Москва, ул. Шипиловская, д.1

Тел. 8-499-769-5830, 8-903-739-2270, 8-916-561-8743

info@smishlenok-club.ru

детский клуб Смышленок

Методические принципы обучения говорению на иностранноом языке детей дошкольного возраста (по методике Мещеряковой В.Н.)

Методические принципы обучения говорению (учебник «I Сan Speak») и актуальность данной методики в современных условиях.

Принцип минимакса.

Нет детей с полным отсутствием языковых способностей. Мудрый родитель знает, что с ребенком надо больше говорить, и однажды количество непременно перейдет в качество. Как и в жизни, в группе есть и «болтуны» и «молчуны». Учителю следует поощрять речевую активность первых, но вести себя так, чтобы «молчуны» не чувствовали второстепенными людьми. Существует простой способ подключить к процессу общения всех детей. Это фраза: «Давайте скажем это ручками!». При этом часть детей, жестикулируя, проговаривает и саму фразу, а часть ограничивается движениями, однако при этом пребывает в полной уверенности, что говорит.

 

Принцип активизации основных каналов восприятия.

Визуальный канал – максимальное использование наглядности, использование книжки-раскраски для ребенка в качестве зрительной опоры при домашнем прослушивании аудиозанятий. Использование жестов для сопровождения большой части лексического и грамматического материала. Аудиальный канал – обязательное домашнее прослушивание аудиозанятий, погружение в языковую среду на уроке. Кинестетический канал – сопровождение песен и фраз движениями, жестами и играми.

 

Принцип комфортности.

Чем более комфортны условия на уроке, тем интенсивнее происходит усвоение иноязычной речи. Любая стрессовая ситуация может уничтожить желание ребенка общаться с учителем, а следовательно, отпадет необходимость в использовании им речи. Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно на занятиях они должны не утомляться, быть максимально раскрепощенными и сохранять заинтересованность. Чтобы дети не уставали на протяжении всего занятия, им необходима подвижная деятельность и частая смена игр и заданий.

Каждый урок включает в себя 2-3 паузы разминки-игры. Например, к детям в гости приходит кролик и предлагает сыграть в «Генералов»: Let s play «Generals»! - Generals»? – переспрашивает учитель – I am a general now. (кролик одевает маленькую треуголку) Clap your hands! – Yes, sir! (Учитель «берет под козырек» и выполняет приказ.) Boys and girls! Let s play «Generals»! Who wants to be the general? – OK! You are the general now! Tell us what to do! – Hands up!... – Yes, sir! (На первых порах детям достаточно научиться говорить «Yes, sir!», прежде чем они выполнят приказ. Через урок можно ввести и фразу «Yes, ma am!»).При проговаривании стихов и пропевании песен следует сопровождать их по мере возможности движениями. Каждая фраза детской песенки может сопровождаться изображением животного или игрушки.

Учитывая тот факт, что у большинства детей от 5 до 7 лет непроизвольное внимание преобладает над произвольным, целесообразна частая смена деятельности на занятии. Это делает уроки максимально насыщенными и дает учителю возможность концентрироваться непосредственно на учебном процессе, не отвлекаясь на восстановление внимания слишком активных детей.  Отталкиваясь от непроизвольности детского внимания, в курсе уделено большое внимание развитию умения концентрировать его. Этому способствует наличие в программе большого числа развивающих игр. Необходимо заметить, что раскрепощенность детей на уроке напрямую связана с четкостью установленных рамок поведения. Чем лучше оговорены правила поведения, тем свободнее себя чувствуют дети, и наоборот, непредсказуемая реакция учителя на естественные с точки зрения ребенка действия способна расстроить эмоциональный контакт между участниками игры, без которого дальнейшее ее продолжение не возможно. Наблюдая за, казалось бы, стихийными играми детей, можно заметить, что любая мало-мальски продолжительная игра всегда подчинена строгим правилам (не подглядывать, не подсказывать, не выходить за линию и т.д.), которым дети неукоснительно следуют. А если кто-то нарушает правила, то нормальная реакция детей: «Так не честно!», « Я с тобой не играю!», «Выходи из игры!». Основной вид деятельности детей этого возраста – игра. Следовательно, если мы хотим, чтобы урок проходил в форме игры, все участники учебно-игрового процесса (в том числе и учитель) обязаны строго придерживаться правил, установленных игрой-уроком, а в случае их нарушения, водящий, как правило, учитель, имеет полное право предупредить или исключить игрока из игры. «Исключение из игры» носит условный характер и не в коем случае не подразумевает удаления с урока. Ребенок как бы просто выходит за рамки игрового поля. При этом учитель не должен забывать об «исключенном» ребенке. Часто для осознания собственной неправоты ему достаточно несколько секунд, а равнодушие учителя может глубоко его ранить и отбить желание играть. Для того, чтобы этого не произошло, устанавливается временной лимит или кон игры.Играя с детьми, учитель всегда должен помнить, что он такой же участник игры и обязан подчиняться правилам. Исключая ребенка из игры, необходимо показать ему, что ведущий-учитель не хочет исключить его из игры, но обязан подчиниться оговоренным условиям. Дети всегда оценивают справедливость. Правила частного характера учитель придумывает исходя из ситуации.   Одно из важнейших правил работы по пособию «I can speak» к концу первого - второго месяца работы – запрет на русскоязычную речь на уроке.

Помня о том, что у дошкольников и младших школьников правое полушарие, отвечающее за образное мышление, развито гораздо сильнее левого, при введении этого запрета рекомендуется создать образ ключа, которым дети как бы закрывают в начале каждого урока свои «русские язычки». В данном случае игра слов позволяет детям конкретизировать такое абстрактное понятие как «русский или английский язык». В последующем, исключая детей из игры за нарушение правила, следует обращаться именно к этому образу: «Ребята, Вовочка без разрешения открыл свой «русский язычок». Очень жаль, что следующий кон мы будем играть без него!».Если учитель будет проявлять последовательность в соблюдении этого правила, к третьему – четвертому месяцу общение на русском сойдет на нет, а к концу первого полугодия у большинства детей возникнет психологический запрет на русскую речь на уроке, что стимулирует потребность в выражении мысли на английском языке.

 

 Принцип погружения в языковую среду.

Основным видом деятельности ребенка на уроках иностранного языка является речевая деятельность. Для детей учитель является «носителем» языка. Чтобы у ребенка возникло желание говорить с учителем, необходимо дать ему понять, что учителя в первую очередь волнует не форма высказывания, а взаимопонимание. Например, если ребенок на вопрос: «What is there on the table?», отвечает кратко: «A bear!», обязательно необходимо выразить свое одобрение. Ведь главное, что ребенок понял вопрос и ответил на него, пусть в краткой форме. Произошло взаимопонимание. Необходимо заострить внимание именно на этом, а потом дать правильный ответ: «There is a bear on the table!». Проблему взаимопонимания можно также рассмотреть на примере фразы «What do you have?». Полное взаимопонимание происходит, если вопрос воспринят и реакция на него адекватна. Теперь представим себе, что на свой вопрос учитель не получает ответа. Это говорит о том, что ребенок еще не добрался до той ступени, на которой учитель ожидал его увидеть и учителю для достижения взаимопонимания необходимо спуститься на определенное количество ступеней по «лестнице знаний». И тут учителя поджидает соблазн скатиться к самому подножию лестницы – фонетической отработке, т.е. просто предложить ребенку повторить правильный вариант. На практике это может выглядеть так:- What do you have?- ???- Повтори: I have a cat. Есть ли в данном случае взаимопонимание? Ответ однозначен – нет. Учитель находится в достаточно глупом положении, сам задает вопрос и сам же отвечает. Происходит ли здесь процесс обучения? Тоже нет. Ведь процесс обучения – это не абстрактное проговаривание фраз, а «взбирание» по лестнице знаний. Прогресс имеет место лишь в том случае, если ребенок подтянулся хотя бы на одну ступеньку вверх. Значит, учителю необходимо начать постепенно спускаться по лестнице, нащупывая уровень знаний ребенка. - What do you have?- ??? (Ребенок молчит. Возможно, он просто отвлекся и его внимание просто необходимо вернуть к предмету разговора. Спускаемся на одну ступень.)- Do you have a dog?- ??? (Ребенок молчит. Возможно он забыл структуру: I have…. Спускаемся еще на одну ступень.)- Look! I have a dog! Do you have a dog? (Если ребенок отвечает: «No!», подтягиваем его еще на одну ступень, возвращаемся к вопросу: What do you have?)- ??? (Если ребенок все еще молчит, спускаемся еще на одну ступень. Вероятно он просто забыл слово «cat». Напомним: Do you have a cat?)- Yes! (Труды учителя вознаграждены, произошло взаимопонимание. Учитель обязательно проявляет свою радость и повторяет полный ответ: «Yes! You have a cat.»).Один из самых простых и надежных способов беспереводной семантизации – использование жестов. Многие дети порой бессознательно прибегают к помощи жестов при попытке выразить мысль или вспомнить что-либо. Можно широко эксплуатировать эту возрастную особенность детей. Практически каждая фраза должна вводиться в сопровождении того или иного жеста и вплоть до полного усвоения фразы сопровождается им. Учителю в будущем будет достаточно показать жест, чтобы ребенок вспомнил необходимое слово.

 

Раскрытие творческих способностей посредством обучения иностранного языка.

Развитие речевых навыков не является единственной задачей курса. Наравне с этим важнейшая роль отводится и общему развитию ребенка.Педагог решает на уроке одновременно несколько задач: обучение иностранному языку, развитие познавательных психических функций (внимание, память, логическое мышление) и психокоррекцию двигательной расторможенности, импульсивности, неустойчивости внимания.По словам Горького: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять». Именно в игре, развитие которой не предсказуемо, ненавязчиво формируются такие важные для ребенка качества как творческое воображение, способность к анализу и синтезу, произвольные память и внимание. Создавая на уроке непринужденную атмосферу, учитель пробуждает в детях активность, которая из игровой постепенно переходит в учебную активность. Игры в «Учителя» (Who wants to be a teacher?) учат детей не только безбоязненно выходить к доске, Но и управлять группой, дают возможность ощутить себя лидером.Особое значение отводится развивающим играм, которые пробуждают интерес к решению логических задач и способствуют развитию абстрактного мышления, памяти и внимания. На протяжении всего курса дети отыскивают различия в картинках (Напр.: What is the difference between these two lions? – This lion is fat (strong, big, bad, brave) and this lion is thin (weak, kind, small, good, cowardly).

 

Принцип обучения иноязычной речи, а не системе знаний о языке.

Почему выпускники наших школ, прекрасно разбираясь в тонкостях грамматики английского языка, не умеют общаться на нем?Потому что учитель, работающий по традиционной методике, а вслед за ним и его ученики, «препарируют» язык, изучая его внутреннюю структуру, взаимосвязи. Понятно, что это не имеет ничего общего с владением живым языком. Одной из главных ошибок современного учителя является убеждение, в том, что он немедленно обязан исправить любую ошибку ребенка. Учителю трудно свыкнуться с мыслью, что каждый раз, исправляя ребенка, он способствует формированию у него языкового барьера. Но в потоке свободной речи, если достигается взаимопонимание, учитель не имеет права указывать ребенку на его ошибки. Он обязан принять информацию доброжелательно и с интонацией «и я так думаю» дать верный вариант. В результате такого подхода учителя к ошибкам у детей не возникает языкового барьера. Ребенок должен думать не о том, как сказать, а о том, что сказать.

 

Актуальность методики Мещеряковой В.Н. в современных условиях.

Данная методика может быть успешно применена в современной школе, когда в начальных классах значительно увеличилось число детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Специфика интеллектуальной деятельности этих детей состоит в цикличности. Время, в течении которого они могут продуктивно работать, очень незначительно и может не превышать 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время (3-7 минут) мозг отдыхает, накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. Таким образом, созрела необходимость создания новых методик, учитывающих особенности как обычных детей, так и детей с СДВГ. Несмотря на то, что методика Мещеряковой В.Н. разрабатывалась с учетом психофизиологических особенностей детей 5-7 лет, она с успехом может действовать и в начальной школе. Более того, использование ее в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школе, так как она:- предусматривает цикличную подачу материала (который многократно аудируется, затем отрабатывается и повторяется и на уроках, и на домашней аудиокассете), что позволяет детям с СДВГ усвоить его без напряжения в один из своих «рабочих» циклов;- обеспечивает высокую физическую активность, что позволяет очень активным детям чувствовать себя на уроках значительно естественнее;- предполагает естественное обучение (от аудирования – к говорению, затем – к функциональному чтению), т.е. использует уже знакомые всем детям механизмы, связанные с овладением родным языком;- использует игру (которая является одной из ведущих форм деятельности в этом возрасте) для развития творческих способностей ребенка, его памяти, внимания, мышления и повышает уровень самооценки, что крайне важно для детей не успевающих по другим предметам;- не только заявляет необходимость создания языковой среды на уроке, но и дает учителю инструмент (методичка с подробными планами уроков), с помощью которого это легко сделать;- максимально активизирует основные каналы восприятия – визуальный, аудиальный и кинестетический.

Loading...