Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть.

Патрик О'Рурк

Москва, ул. Шипиловская, д.1

Тел. 8-499-769-5830, 8-903-739-2270, 8-916-561-8743

info@smishlenok-club.ru

детский клуб Смышленок

Методики раннего обучения иностранному языку (старший дошкольный и младший школьный возраст) Мещеряковой В.Н. Учебники «I can speak», «I can read»

 Принимая во внимание все психологические особенности детей в возрасте от 5 до 8 лет и присущую этому возрасту способность фиксировать в памяти языковые блоки, целесообразно в этом возрасте начинать «закладку» основных грамматических конструкций языка. Эта способность называется импринтингом и является врожденной. Однако эта способность утрачивается к 10 годам.

Именно в первые примерно 10 лет жизни ребенка можно создать в его сознании «образ» основных структур иностранного языка способом, максимально приближенным к естественному – через многократное прослушивание отрабатываемых языковых структур.

Таким образом, основная цель, которая ставиться перед преподавателем – это создание у ребенка «образа» иностранного языка, его структуры. Речеформирующий механизм в этом возрасте подобен влажной глине: он уже сформировался, но еще настолько пластичен, что в состоянии запечатлеть в себе и другие формы. Важно успеть запечатлеть в нем необходимые формы (в данном случае – формы английского языка) прежде, чем он «затвердеет». Процесс «затвердевания» речеформирующего механизма заканчивается примерно к 8-10 годам. К этому времени ребенок умеет усваивать блоками и использовать в своей речи наиболее используемые конструкций английского языка.

К концу 1 ступени (учебник   «I Сan Speak» рассчитан на один год обучения) дети смогут использовать в игровых и речевых ситуациях утвердительные, отрицательные и вопросительные (общий вопрос) предложения в 1-ом и во 2-ом лице ед. числа, а также в 1,2,3 лице мн. числа времени Present Indefinitе; порядковые числительные от 1 до 12; все личные и притяжательные местоимения; существительные в единственном и множественном числе (в т.ч. и исключения); около 450 лексических единиц и порядка 60 разговорных фраз.

За учебный год дети разучивают 40 песенок и рифмовок. Большим объемом языкового материала дети владеют рецептивно, т.е. воспринимают его на слух и адекватно реагируют.

Последовательное обучение речевым навыкам.

Методика предусматривает последовательное обучение всем речевым навыкам. Особенно актуальным является раннее аудирование речи, с которого и начинается обучение языку в целом. Первый год (учебник   «I can speak») полностью посвящен освоению навыка аудирования. Это не означает, что дети на протяжении всего года безмолвствуют. Многие начинают говорить уже на первых уроках, но есть и такие, которым необходимо многократно прослушать структуру, прежде чем они смогут произнести ее без напряжения. Если учитель работает с соблюдением всех методических принципов, то молчащие на первых порах дети не чувствуют себя неуспевающими, и у них не формируется комплекс неполноценности.

Вторым этапом обучения является обучение говорению. В спонтанной речи говорение не может быть оторвано от аудирования, поскольку оба навыка являются необходимым условием для полноценного процесса общения. Поэтому, и на втором этапе обучения аудированию уделяется огромное внимание.

Дополнительным эффектом раннего и интенсивного обучения аудированию является то, что дети рано и много начинают говорить на английском языке. Таким образом, говорение является естественным следствием того, что дети многократно прослушивают аудиоуроки и речь учителя на уроках, а не результатом утомительных упражнений - «дриллов» на уроке.

Одним из явных преимуществ такого обучения говорению является тот факт, что дети, начинающие говорить после длительного этапа аудирования (что максимально приближено к естественному пути в овладении языком), не нуждаются в постановке английских звуков. Они имеют хорошее произношение и часто начинают мыслить на языке еще до того, как начинают говорить.

При традиционном подходе постановки произношения, образ фонемы создается путем многократного ее повторения учениками. При наличии в группе более 8-10 человек трудно поставить правильное произношение каждому индивидуально. Поэтому обычно учителя прибегают к хоровой отработке. Многократно повторяя фразу хором, что само по себе не очень весело, дети в конце концов запоминают ее, т.е. многократное проговаривание приводит к созданию образа фразы в мозгу ребенка. Но каков этот образ? Ведь не секрет, что при хоровой отработке учитель слышит как бы среднеарифметическое произведение всех учеников и то, что в сумме фраза звучит приблизительно правильно, у отдельных учеников звучание может быть искажено. В результате же, многократно повторяя искаженный вариант фразы, ребенок и запоминает ее не правильно. Но учитель замечает это, лишь когда ученик начинает использовать ее в речи. Тут начинается работа по коррекции, т.е. учитель пытается исправить уже неправильно созданный образ фразы. Таким образом, большая часть урока уходит на выполнение упражнений, требующих многократного повторения определенных фраз или структур («дриллов»), и на коррекционную работу.Ни то, ни другое не годится для детей 5-7 лет.

Основной вид деятельности у детей данной группы – это игра. И только в игре они могут легко и непринужденно научиться говорить на новом языке. Поэтому действовать лучше не через артикуляционный аппарат, а через слуховой (слуховой аппарат – мозг ребенка – артикуляционный аппарат). Это значит, что образ языка у ребенка создается не благодаря проговариванию, а благодаря многократному аудированию слов, фраз и структур языка. В процессе многократного прослушивания одних и тех же структур начинает подсознательно работать артикуляционный аппарат, и в результате слово рождается в нужный момент безо всяких усилий и неискаженным. Этот путь также выгоден тем, что не травмирует ребенка и включает непроизвольное запоминание. Практика показывает, что для создания образа фонемы в мозгу ребенка со средними способностями к языку необходимо до ста прослушиваний ее в потоке живой речи. В этом случае она запоминается без искажений и самым естественным путем, а дети говорят на хорошем английском языке. Аналогичным образом происходит и отработка грамматических структур.

Следующим этапом обучения по указанной методике (второй год обучения, учебник «I can read») является функциональное чтение, т.е. чтение с извлечением информации. Дети обучаются чтению только на хорошо знакомом языковом материале. Оно является не самоцелью, а способом выполнения других заданий. Дети обучаются читать не по правилам, а по аналогии. Поэтому для оптимизации процесса обучения Мещерякова В.Н. предлагает технологию цветочтения, которая позволяет вести занятия не выходя за рамки языковой среды, не прибегая к правилам чтения, и сводит к минимуму количество исправлений. Это позволяет экономить время, делает занятия занимательными и создает ситуацию успеха на уроке.

 

__________________________________________________

 

 

Loading...